75 лет со дня рождения Джорджа Харрисона

75 лет со дня рождения Джорджа Харрисона

Место Харрисона в BEATLES было неоднозначным: с одной стороны, он был стержневым участником группы, являясь соло-гитаристом, исполнявшим свои партии с характерной именно для него филигранностью, в том числе в таких ураганных вещах, как «Sweet Little Sixteen» Чака Берри (в концертной версии которой Джордж сыграл с такой экспрессией и мощью, что перещеголял самого автора), или «Can`t Buy Me Love», где гитарное соло блещет изощренностью. 

Однако путь Харрисона, как композитора, был извилист: ему было не с кем сотрудничать в плане сочинения музыки, в то время как, по словам Джорджа «нужно было создавать такие песни, которые было бы не стыдно помещать на альбомы наряду с песнями Джона и Пола». 

Джордж Харрисон: «Моя первая песня была не из лучших, но по крайней мере она дала мне понять, что все, что я должен делать - это продолжать сочинять, и тогда, возможно, в будущем я напишу что-то хорошее. Я и сейчас так думаю, и надеюсь, что когда-нибудь создам что-то хорошее». 

Проявив присущее Beatles новаторство, Харрисон впервые использовал в роке ситар («Norwegian Wood»), фактически став основателем направления «рага-рок». Многие музыканты впоследствии пытались использовать индийские мотивы в своих произведениях , но никому не удалось столь образно и тонко отразить в музыке дух Индии, как Джорджу, и аналогов таким его композициям, как «Love You To» , «Within You Without You», «The Inner Light» нет. 

Восприятие Харрисоном индийской музыки позволило ему расширить свой композиторский диапазон: те сверхъестественные ноты, появившиеся в его собственных творениях, словно погружают в некое волшебное пространство, создавая атмосферу причастности к неземному источнику бытия. 

Стремление гитариста заняться сольным творчеством было вполне логичным. Как вспоминал Ринго Старр «Джордж писал много песен и хотел идти своим путем, но с самого начала мы, естественно, шли путем Джона и Пола». 

Композиторский архив Харрисона воплотился в грандиозном трехтомнике «All Things Must Pass» , исполненном изысканности, и ярких музыкальных идей. 

Не ограничиваясь студийной работой, Харрисон в 1971 г. организует концерт для помощи пострадавшим Бангладеш, ставший первым крупным благотворительным мероприятием в истории рока. 

Харрисон всегда предпочитал оставаться не рок-знаменитостью, а именно музыкантом, причем предпочитавшим исследовать неизведанное, отчего его личность и музыкальное наследие были овеяны ореолом таинственности.

Как гласит одно из индийских изречений, «Музыка – это звуки, притянутые с небес». Музыка Джорджа была именно такой, неся в себе духовный заряд , проникнутый его талантом и мировоззрением. Его творчество, отличавшееся тонким своеобразием, было предназначено для того, чтобы найти именно своего слушателя. 

В группе Харрисон сумел не затеряться на фоне таких колоссов композиции, как Леннон и Маккартни, создав свой абсолютно индивидуальный музыкальный стиль. Его песни узнаваемы с первых аккордов, как и утонченные гитарные соло, искрящиеся особенным блеском. Кроме того, Джордж был выдающимся мастером слайд-гитары.

Джордж стал первым соло-гитаристом первой классической рок-группы: до появления прочих гитарных британских столпов на сцене возник Харрисон - великий оригинал, новатор и мыслитель. 

Ринго Старр: «Джордж обожал искать нужную ноту. Послушайте любое его соло – и вы поймете, что там все идеально. Он неповторим. Звук его гитары всегда такой запоминающийся, эмоциональный, скользящий». 

Пол Роджерс: «Я никогда не слышал у Джорджа соло, которое не делало бы чести песне. Однако что меня трогало и вдохновляло больше всего - это то, что Джордж познакомил меня и целое поколение людей во всем мире с мудростью Востока. Его заставляющий задуматься шедевр «Within You Without You» с ситарами, таблами, и глубокими текстами был совершенно особенным даже в мире уникальной музыки. Он заставил меня задуматься о духовности и медитации, и таким образом узнать больше о себе. Джордж был настоящим музыкальным доктором». 

Хантер Дэвис: «Джордж отличался от Джона и Пола тем, что они писали песни, а он выражал чувства. Джорджу хотелось сочинять, только когда этого требовала его душа, как в плохие, так и хорошие моменты жизни». 

Джордж Харрисон:

  • «Написать песню означает то же, что сходить на исповедь» («I Me Mine»). 
  • «Говорят, я изменился больше остальных битлов, но, по-моему, в этом и состоит смысл жизни : в том, что, пока ты не познал Бога, ты должен меняться, иначе попусту тратишь время. Каждый человек ограничен и бесполезен, если говорить о личных недостатках, и главная задача в том, чтобы меняться, стремясь стать все лучше и лучше. В этом и есть смысл физического мира - в переменах».

Read Full Article